
Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

31 

Марта Дычок 
 
Евромайдан, информационная война и развитие  
постсоветских украинских СМИ* 
 
 
 
Когда летом 2013 несколько украинских журналистов создали Громадське Радіо 
(«Общественное Радио»)1, они не говорили, что участвуют в информационной 
войне. Этот термин тогда еще не был в моде. Проект независимого радио был 
реакцией на государственную и корпоративную цензуру, которые душили свобо-
ду слова в Украине во время президентства Виктора Януковича (2010-2014). 
«Слушайте. Думайте» стало их девизом. Каждый из журналистов вложил в дело 
немного денег. Они запустили веб-сайт и начали публиковать там свои подкасты. 
Только в интернете никто не мог мешать их редакционной свободе. И они начали 
подавать украинцам точную и непредвзятую информацию.  
Пионеры Громадського Радіо, скорее всего, и не представляли, насколько важ-

ным и успешным станет их проект. Менее чем через год они вели передачи в 
прямом эфире на всеукраинских волнах, достигая аудитории в терзаемых войной 
восточных областях страны через FM-частоты. Их успех частично объясняется 
их усилиями, а частично – удачным временным фактором. Через несколько ме-
сяцев после выхода в свет их первого подкаста (23 августа 2013), в Украине 
вспыхнул и распространился по стране протест «Евромайдана». Но на украин-
ском радио тогда было трудно найти точные новости и качественный анализ. На 
революционной волне друзья команды Громадського Радіо предложили им бес-
платное эфирное время на их коммерческой музыкальной радиостанции Европа-
Плюс. 1 декабря 2013 они начали свою первую передачу в прямом эфире, назван-
ную марафоном «Евромайдан Онлайн».  
Это помогло ситуации, поскольку временами было трудно получить четкое 

представление о том, что же на самом деле происходило в Украине во время про-
тестов Евромайдана – и тем, кто жил в Украине, и тем, кто наблюдал за событи-
ями из-за границы. Во многом причиной этого были неоднородные сообщения 
украинских и международный средств массовой информации, начавшиеся во 
время протестов конца 2013 года и продолжавшиеся во время последующих ан-
нексии Крыма и гибридной войны на Донбассе.  
За некоторыми исключениями, такими как Громадське Радіо, в продолжение 

протестов зимы 2013-2014 годов украинские средства массовой информации 

                                                            
* Статья ранее публиковалась на английском языке на сайте вебжурнала Е-
International.Relations (22 March 2016. http://www.e-ir.info/2016/03/22/open-access-book-ukraines-
euromaidan-broadcasting-through-information-wars-with-hromadske-radio/). 
1 См.: «Громадське Радіо». http://hromadskeradio.org/ru. Последнее посещение 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

32 

продолжали страдать от государственной и корпоративной цензуры. Информа-
ционная машина президента Виктора Януковича приуменьшала размах волнений 
и представляла выходивших на улицы как бесчинствующих безработных с фа-
шистскими настроениями. Таким образом, украинская аудитория получала весь-
ма искаженное представление о разворачивавшихся событиях.  
У западных средств массовой информации постоянных корреспондентов в 

Украине было немного. В фокусе репортажей часто было нечто драматичное и 
истории подавались по-простому: Восток против Запада, Россия против Европы, 
милиция против протестующих. Да еще Россия проводила против Украины 
изощренную кампанию искажения, которая проникала как в международные 
средства массовой информации, так и в Украину.  
После бегства Виктора Януковича в Россию в феврале 2014 года в государ-

ственных средствах информации Украины начались перемены. Громадське Радіо 
получило два часа на волнах общегосударственного вещателя – Украинского Ра-
дио. В то время им все еще владело государство, а охват передач был всеукраин-
ским. Сообщать в то время было о чем – Россия аннексировала Крым и начала 
гибридную войну против Украины. 

 
 

Информационная война в Украине 
 
Примерно в то время и начали употреблять термин «информационная война», 
поскольку она была важной составляющей всех тех событий. В феврале 2014 
дезинформационная кампания Кремля была расширена с целью исказить пред-
ставление о происходившем в Крыму, в восточной Украине, да и на остальной 
территории страны. Журналисты и редакции стали как игроками, так и пешками 
в этой войне. Появились новые вызовы в вопросе противодействия мощной кам-
пании международной дезинформации относительно Украины, осуществляв-
шейся из Москвы.  
В продолжение этих событий команда Громадського Радіо росла, постепенно 

прибавлялось и эфирное время. К январю 2016 года восемь часов программ в 
сутки выходили в прямом эфире – в придачу к продолжению производства под-
кастов и развитию службы новостей. Это стало ободряющей историей успеха в 
медийном пейзаже Украины.  
Но борьба за точную информацию в стране и о стране имеет намного более 

глубокие корни. Журналисты, основавшие Громадське Радіо, шли по стопам дру-
гих украинцев, работавших на создание независимых средств массовой инфор-
мации. Информационная война продолжалась в Украине десятилетиями. Доступ 
к источникам и контроль над собиранием и распространением информации – 
вопросы, с которыми украинские журналисты и ученые имеют дело на протяже-
нии жизни поколений.  



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

33 

До обретения Украиной независимости в 1991 году кое-кто отрицал само су-
ществование отдельного народа, называемого украинцами, и считал их состав-
ляющей России – малороссами, младшими братьями. В советскую эпоху украин-
скую идентичность признавали, но только в контексте советского народа. Госу-
дарство владело всеми видами средств массовой информации, не оставляя офи-
циального пространства для альтернативных нарративов. 
Давление снизу с целью добиться перемен в средствах массовой информации 

появилось в годы гласности, когда в 1985 году Михаил Горбачев начал осуществ-
лять реформы в Советском Союзе. Хотя и существовала традиция публикации 
самиздата независимо мыслящими журналистами и интеллектуалами, эти изда-
ния достигали лишь ограниченной аудитории. Как только Горбачев начал ослаб-
лять ограничения в обществе, тенденция к созданию альтернативных средств 
массовой информации возросла. Украинцы, как и другие народы в СССР, начали 
создавать много новых средств массовой информации. Среди наиболее ранних 
примеров – газета Поступ, созданная в 1989 году во Львове2. Тенденция еще бо-
лее усилилась как только была официально отменена советская государственная 
цензура – с Законом «О печати и других формах массовой информации», приня-
тым в мае 1990 года3. Но независимые средства массовой информации в боль-
шинстве оставались малыми и самофинансируемыми. 

 
 

После независимости 
 

После обретения Украиной независимости в 1991 году появилось много новых 
вызовов. В условиях рушащейся экономики, лидеры древней нации, достигшей 
современной государственности, с трудом строили государство. Более того, им 
предстояло что-то делать с третьим по величине ядерным арсеналом в мире и 
последствиями Чернобыльской катастрофы 1986 года, случившейся на их терри-
тории в советский период. Важным вопросом было: как создать такую отрасль 
средств массовой информации, которая подавала бы обществу непредвзятую ин-
формацию.  
Когда Украина вырвалась из Советского Союза, большая часть системы мас-

совой информации оставалась в руках государства. Это были последствия совет-
ского периода, когда не были разрешены частные средства массовой информа-
ции. В начале 1990-х годов было немало дискуссий о том, как преобразовать 
прежде коммунистические информационные ландшафты. Общепринятым разум-

                                                            
2 См.: Кривенко А. Життя у «Поступі» // Samizdat. http://kipiani.org/samizdat/index.cgi?245. 
Последнее посещение 5 июля 2016. По случайному стечению обстоятельств основатель газеты 
Александр Кривенко в 2003 году попытался создать в Украине общественное радио. 
3 См.: Quigley J. Freedom of Expression in the Soviet Media// Digital Commons@ LMU and LLS. 
1991. Вып. 269. http://digitalcommons.lmu.edu/elr/vol11/iss2/1. Последнее посещение 5 июля 
2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

34 

ным решением, да и советом от западных консультантов в то время, была необ-
ходимость забрать средства массовой информации из рук государства и передать 
в частную собственность с тем, чтобы они могли действовать как «сторожевые 
псы» государства. Так и произошло. Большинство украинских СМИ было прива-
тизировано во время первой каденции Леонида Кучмы в середине 1990-х. Это 
была составляющая его более широкой политики приватизации – в определен-
ном смысле, он рассматривал государственные средства массовой информации 
лишь как еще один материальный ресурс. Большинство ведущих средств массо-
вой информации было передано в частные руки, включая двух из трех существо-
вавших телеканалов, имевших всеукраинское покрытие. Кучма оставил один те-
леканал, УТ-1, и один радиоканал, УР-1, под контролем государства. В общем же 
в государственной собственности осталось лишь около 10% средств массовой 
информации.  
Однако государственные средства массовой информации были приватизиро-

ваны непрозрачно. Это создало схему взаимозависимости между политической и 
зарождающейся корпоративной элитами, сохраняющуюся и по сей день. Первые 
частные вещательные лицензии были выданы группам, имевшим близкие связи с 
президентом. Так, в 1995 году государственный телеканал УТ-2 превратился в 
Канал 1+14, которым владели бизнесмен с неоднозначной репутацией Вадим Ра-
бинович, кинематографист Александр Роднянский и наследник семьи-
основательницы легендарной косметологической фирмы Рональд Лаудер, созда-
вавший в то время империю средств массовой информации в Восточной Европе. 
Телеканал УТ-3 был продан бизнесмену Евгению Плужникову, одному из ключе-
вых членов мощного тогда киевского клана и партии СДПУ(о). Он привлек в ка-
честве деловых партнеров Фонд государственного имущества и российский те-
леканал ОРТ, а свой телеканал назвал ИНТЕР5. Эти две телестанции до сих пор 
остаются лидерами украинского телевизионной сцены, хотя хозяева у них сме-
нились6.  
На протяжении 1990-х появлялись и меньшие телеканалы. Их впоследствии 

покупали другие крупные бизнесмены (часто называемые олигархами) и разви-
вали до уровня больших медиа-холдингов. Зять Кучмы Виктор Пинчук создал 
«StarLightMedia»7. Самый богатый человек Украины, Ринат Ахметов, который 
когда-то обеспечивал деньгами партию Виктора Януковича, создал медиа-группу 

                                                            
4 См.: Офіційний сайт телеканалу «1+1». http://www.1plus1.ua/. Последнее посещение 5 июля 
2016. 
5 См.: Телеканал «Интер». http://inter.ua/ru/. Последнее посещение 5 июля 2016. 
6 Обзор предыдущих событий См.: Dyczok M. Threats to Free Speech in Ukraine: The Bigger Pic-
ture // Ukraine Twenty Years After Independence: Assessments, Perspectives, Challenges / Ed. G. 
Brogi, M. Dyczok, O. Pachlovska. Rome, 2015; Dyczok M. Ukraine’s Changing Communicative 
Space: Destination Europe or the Soviet Past? // Contemporary Ukraine and Its European Cultural 
Identity / Ed. L.M.L. Zaleska Onyshkevych, M.G. Rewakowicz. N.Y., 2009. P. 375-394. 
7 См.: StarLightMedia. http://www.starlightmedia.ua/. Последнее посещение 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

35 

Украина8. А в 2003 году Петр Порошенко, который впоследствии стал президен-
том, создал телевизионный 5 канал9.  
Средства массовой информации и политика всегда связаны. Политикам нужны 

средства массовой информации, чтобы достигать избирателей и пытаться фор-
мировать общественное мнение; средствам массовой информации нужны прави-
тельственные лицензии, чтобы вещать и публиковать. В нынешнем глобализиро-
ванном мире тесные отношения межу политическими и корпоративными элита-
ми – норма; при этом для контроля над средствами массовой информации ис-
пользуют как прямое, так и непрямое давление различных видов. Грамши назвал 
бы это установлением гегемонии в Хабермазианской общественной сфере. Одна-
ко в Украине отношения между отраслью массовой информации и политикой 
усложняются тем, что лицензии выдавались на основе политических связей. И 
люди из зарождающейся бизнес-среды, и политики были причастны к коррупци-
онным практикам, которые они стремились скрыть от общественности. Таким 
образом, средства массовой информации превратились в инструмент борьбы за 
власть между ними и против общественных интересов.  
Во время поздних годов президентства Кучмы цензура усилилась. Среди 

наиболее известных международному сообществу случаев – исчезновение в 2000 
году интернет-журналиста Георгия Гонгадзе. В деле был замешан президент 
(Кучма), хотя настоящая история происшедшего не известна до сих пор. Усили-
вавшаяся цензура была одним из факторов, подпитывавших общественное недо-
вольство, взрыв которого привел к украинской Оранжевой революции зимой 
2004 года, когда внимание мира привлекли массовые уличные протесты.  
Когда протесты достигли успеха, а Виктор Ющенко пережил попытку отрав-

ления и стал президентом, распространилась волна оптимизма. После прихода к 
власти Ющенко была ослаблена государственная цензура, а также предприняты 
шаги к переводу остававшихся государственных средств массовой информации 
на общественную форму вещания. Однако уже через год популярность прези-
дента падала в меру того, как в его лагере усиливалась политическая междоусо-
бица. Он начал срывать злость на журналистах, разоблачавших роскошный стиль 
жизни его сына и не выполнил обещания отказаться от контроля над остававши-
мися государственными медиа-ресурсами.  
Еще одной тревожной тенденцией в украинских средствах массовой информа-

ции в годы президентства Ющенко было то, что хотя давление на журналистов 
со стороны государства заметно уменьшилось, корпоративное давление увеличи-
лось. Медиа-аналитик Наталья Лигачева назвала это «корпоративными темника-
ми» – практикой, когда собственники средств массовой информации диктовали, 
какие темы включать, а какие исключать из общественной сферы. 

                                                            
8 См.: Медиа-холдинг «Медиа Группа Украина». http://mgukraine.com/ru/. Последнее посещение 
5 июля 2016. 
9 См.: Телеканал «5 канал». http://www.5.ua/. Последнее посещение 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

36 

После избрания в 2010 году президентом Виктора Януковича дела пошли еще 
хуже. Корпоративное давление осталось, а государственное вернулось. К лету 
2013 многие аналитики писали, что положение свободы слова было худшим за 
все время постсоветской истории Украины. И именно тогда начали появляться 
инициативы снизу в сфере массовой информации. Среди них были Громадське 
Радіо, Громадське телебачення («Общественное телевидение»), Espresso.TV, 
Spil’no.TV. Все они избрали интернет в качестве своей платформы. Это была 
сфера, которую не в состоянии были контролировать ни государство, ни корпора-
тивный мир. Все они оказались хорошо подготовленными к сообщениям о собы-
тиях в Украине, когда в ноябре 2013 вспыхнули протесты Евромайдана.  
 
 

После Евромайдана: аннексия, война и экономический кризис 
 
Революция, аннексия, война и экономический кризис – не идеальные условия 
для работы независимых средств массовой информации. Но это действитель-
ность, в которой оказалась Украина после протестов Евромайдана 2013-2014 го-
дов – и общество нуждалось в точной информации и объективном анализе более, 
чем когда бы то ни было. 

2014-2016 годы были трудными для всех украинцев, в том числе – для журна-
листов. Когда закончились трудные и смертельные внутренние протесты, страна 
оказалась объектом гибридной войны, начатой Россией. Составляющей кремлев-
ской стратегии был перевод информации в разряд оружия, и термин «информа-
ционная война» приобрел совершенно новые измерения. Журналисты оказались 
перед новыми угрозами. Государственная цензура в Украине большей частью 
закончилась, но журналистам угрожали новые риски, которым подвергались их 
физическая безопасность и жизнь.  
Первоначальные единство и энтузиазм к достижению перемен в отрасли 

средств массовой информации постепенно утратили темп, многие начали спра-
шивать: и хоть что-то изменилось? Одним из светлых пятен сложного нового 
ландшафта было Громадське Радіо, производившее все более качественные про-
граммы. 

22 февраля 2014 украинцы, которые на протяжении многих месяцев участво-
вали в протестах, считали, что победили, когда президент Виктор Янукович бе-
жал из страны. Простояв и преодолев холод и снег, эти люди считали, что обес-
печили стране новый шанс на реформы и продолжение пути к членству в Евро-
пейском Союзе. 
Победа досталась высокой ценой. Протестующих и журналистов били. Более 

100 были убиты. Украинцы похоронили своих мертвых, избрали временных пре-
зидента и правительство, назначили дату новых выборов и готовились к их про-
ведению. Хотя не все украинцы поддержали протесты, драматичность тех собы-
тий захватила воображение мира. Фильм о них позднее был номинирован на 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

37 

«Оскар»10. Но в то время немногие могли предполагать, что уже через несколько 
дней Украина предстанет перед новой, куда более смертельно опасной угрозой, 
которая будет стоить жизни тысячам людей, а миллионы изгонит из их домов.  

26 февраля 2014 года вооруженные до зубов солдаты в масках и без отличи-
тельных знаков на форме начали захватывать правительственные здания в Кры-
му. Они окружили военные базы и редакции средств массовой информации. По-
степенно стало ясно, что это были российские войска. Эти солдаты изгнали из-
бранных законодателей Крыма, привели к власти новое правительство, организо-
вали событие, названное ими «референдумом», и объявили, что более 95% насе-
ления проголосовало за присоединение к России. В марте 2014 Россия завершила 
аннексию Крыма. 
Примерно в то же время началось насилие в восточных областях Украины, 

граничащих с Россией. Целые толпы штурмовали правительственные здания, 
захватывали их и поднимали российские флаги. Кто был в этих толпах? Согласно 
свидетелям и позднейшим расследованиям, это была смесь местных украинцев, 
людей, завезенных из других мест (предположительно, из России), и агентов 
российских спецслужб. Среди ключевых фигур был Игорь Гиркин, российский 
военный и разведчик, принявший боевой позывной Игорь Стрелков и участво-
вавший в крымских событиях перед тем, как перебраться в Донецк. 
Украинские службы безопасности реагировали медленно; частично из-за того, 

что во многие из них проникли российские агенты и они не были верны соб-
ственному государству. Поэтому обычные украинцы начали организовывать доб-
ровольческие батальоны и давать отпор11. За считанные месяцы в Донецкой и 
Луганской областях вспыхнула гибридная война. Часть обеих областей перешла 
под контроль антиукраинских сил, создавших образования, названные ими До-
нецкой и Луганской народными республиками (ДНР и ЛНР). Первым «премьер-
министром ДНР» стал москвич Александр Бородай12.  
Фраза «информационная война» стала употребляться все чаще, когда борьба 

за точную информацию стала одной из ключевых составляющих более широкого 
конфликта. Российские средства массовой информации и правительственные 
источники начали изощренную операцию с целью исказить реальную картину 
событий с помощью неоднозначных тезисов, полуправды и намеренных подта-

                                                            
10 Winter On Fire: Ukraine’s Fight For Freedom // IMDB. 2015. http://www.imdb.com/title 
/tt4908644/. Последнее посещение 5 июля 2016; Huggins S. Winter On Fire: Ukraine’s Fight for 
Freedom gets best documentary feature film Oscar nomination 2016 // The Oscars. 2016. 
http://oscar.go.com/news/nominations/winter-on-fire-ukraines-fight-for-freedom-gets-best-
documentary-feature-film-oscar-nomination-2016. Последнее посещение 5 июля 2016. 
11 Мой короткий репортаж об одном из волонтеров для радио Громадське: Две клятвы с разни-
цей в год. Марта Дычок из Одессы о свадьбе солдата // Громадське Радіо. 24 июня 2015. 
http://hromadskeradio.org/node/20718. Последнее посещение 5 июля 2016. Некоторые батальоны 
волонтеров состояли из националистов, что еще больше разожгло информационную войну 
Кремля. 
12 См.: Ukraine Crisis: Key players in Eastern unrest // BBC News. 24 August 2014. 
http://www.bbc.com/news/world-latin-america-27211501. Последнее посещение 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

38 

совок. Вначале они отрицали свое присутствие в Крыму. Затем история измени-
лась. Россия признала, что отправила туда войска, но – для защиты местных рус-
ских от правых украинских фашистов.  
На всех, кто поддерживал Украину, навешивали ярлык фашистов, в том числе 

– на нового президента Петра Порошенко. Хотя правда то, что среди протесто-
вавших на Евромайдане были крайне правые организации, они были немного-
численными маргиналами и не состояли во временном или позднее избранном 
правительствах. Российские средства массовой информации подавали информа-
цию о восточной Украине так: пророссийские сепаратисты восстают против не-
законного фашистского правительства в Киеве, захватившего власть в результате 
незаконного переворота, а вдобавок – они хотят присоединения к России. Даже 
после президентских выборов 25 мая 2014 года Россия называла украинскую 
власть незаконной.  
Кремль настойчиво и мастерски выбирал термины и изображения, имевшие 

корни в советском прославлении победы Красной Армии над кровожадными 
фашистами и в демонизации украинского националистического движения, воз-
главляемого Степаном Бандерой. Ярлыки фашистов и бандеровцев вызывали 
мощный отрицательный эмоциональный отклик среди людей, прохладно отно-
сившихся к украинской власти. Более желаемой целью информационной войны 
была делегитимизация украинских властей, провокация паники и нестабильно-
сти, подача России как желанной альтернативы.  
Поразительно лживые истории, направленные на разжигание антиукраинских 

чувств, стали регулярными в российских средствах массовой информации, легко 
доступных в Украине, как в Канаде легко доступны средства массовой информа-
ции США. Среди таких примеров – интервью 12 июля 2014 года с предполагае-
мой беженкой из Славянска, откуда украинские войска выбили войска ДНР. Рос-
сийский телеканал ОРТ показал интервью с женщиной, назвавшейся Галиной: 
она заявила, что видела публичную казнь и распятие украинскими солдатами 
трехлетнего мальчика. Западные и украинские журналисты вскоре заявили, что 
история полностью сфабрикована; те, кто черпает информацию только из рос-
сийских средств массовой информации, могут и сегодня верить этому описа-
нию13.  

 
 

                                                            
13 Ostrovsky A. Putin’s Ukraine unreality show // The Wall Street Journal. 28 July 2014. 
http://www.wsj.com/articles/arkady-ostrovsky-putins-ukraine-unreality-show-1406590397. 
Последнее посещение 5 июля 2016; Ridiculous lie on Russian TV: A child was crucified in Ukraine 
// YouTube. 13 July 2014. https://www.youtube.com/watch?v=Xf8Gt2Wnv74. Последнее посеще-
ние 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

39 

Реакция украинских средств массовой информации 
 
Как на эти события реагировали украинские средства массовой информации? 
Будет справедливо сказать, что отклик был противоречивый, а со временем и из-
менился. Когда исчез президент Янукович, исчезло и государственное давление 
на медиа. Немедленным результатом стало появление более полной, точной и 
объективной информации в украинском медиа-пространстве. Короткий период 
возрождения пережила расследовательская журналистика. В редакциях начали 
задавать вопросы о том, что произошло во время протестов Евромайдана, почему 
убито так много людей, кто стрелял, кто приказывал, кто расследует. Эти вопро-
сы стали привычными в общественной сфере. 
Когда началось российское вторжение, все основные телеканалы Украины 

начали программирование, целью которого было национальное единение. На 
всех экранах появился новый логотип: «Единая страна», на украинском и рус-
ском языках. Они также договорились не показывать произведенный в России 
развлекательный продукт, прославлявший российскую армию, ее спецслужбы и 
даже Советскую (Красную) армию. Частный телеканал 1+1 создал англоязычную 
станцию, названную Ukraine Today. Ее целью было подавать информацию из 
Украины внешнему миру. Она начала вещание 14 августа 2014 года14. 
Еще до этого на линии фронта было Громадське Радіо, выискивая события и 

сообщая о них на английском языке как только представлялась такая возмож-
ность. Репортер Андрей Куликов поехал в Перевальное 5 марта 2015 года, откуда 
передал репортаж под названием «"Неизвестный солдат" приобретает в Крыму 
новое значение»15. Двумя неделями позже он был в Донецке, сообщая о том, как 
люди с автоматами и в масках пришли на телеканал Донбасс16, а потом – как тол-
па в центре города выкрикивала «Россия!»17. 
Насилие и война изменили жизнь всех украинцев, а для журналистов жизнь 

изменилась по-особому. Вопросы журналистских стандартов, этики, цензуры, 
самоцензуры, пропаганды вышли за пределы конференций и круглых столов. 
Они стали связаны с вопросами национальной безопасности, а во многих случа-
ях – и личной безопасности. Фраза «информационная война» стала столь часто 

                                                            
14 См.: Ukraine Today – The Voice of New Europe – top Ukrainian news. http://uatoday.tv/. Послед-
нее посещение 5 июля 2016. 
15 Репортаж Андрея Куликова из Перевального, Крым: «Неизвестный солдат» приобретает 
новое значение в Крыму // Громадське Радіо. 5 марта 2014. https://soundcloud.com/hromadske-
radio/unknkown-soldier-acquires-new. Последнее посещение 5 июля 2016. 
16 Телеканал «Донбасс»: работа во время беспорядков. Репортаж Андрея Куликова из Донецка 
// Громадське Радіо. 11 марта 2015. https://soundcloud.com/hromadske-radio/donbas-tv-channel-
working-amid. Последнее посещение 5 июля 2016. 
17 «Россия» – девиз 16 марта. Репортаж Андрея Куликова из Донецка // Громадське Радіо. 16 
марта 2015. https://soundcloud.com/hromadske-radio/russia-the-battle-cry-of-march. Последнее по-
сещение 5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

40 

употребляема потому, что борьба за точную информацию стала одной из ключе-
вых составляющих более широкого конфликта.  
Вооруженные люди в масках, совершавшие насилие, не хотели, чтобы мир ви-

дел, что они творят. Поэтому они взяли на прицел журналистов: похищали, пы-
тали и даже убивали их18. 2014 год стал наиболее смертельно опасным для жур-
налистов за всю историю современной Украины. Семеро были убиты, 25 аресто-
ваны, 79 похищены или задержаны, 286 подверглись нападению. Журналистка 
Мария Варфоломеева провела более года под стражей без законного решения в 
самопровозглашенной т.н. Луганской народной республике, пока ее не освободи-
ли в марте 2016 года19.  
Большинство таких происшествий случилось в Киеве в последние дни проте-

стов Евромайдана, а также в Крыму и в восточных областях, когда разразилась 
война. В тот год Украину назвали одной из трех наиболее опасных для журнали-
стов стран в мире20. Нечего и говорить, что большинство журналистов были не 
готовы к тому, с чем столкнулись. Традиции военной журналистики в Украине не 
было, тем более с опытом войны на собственной территории. Некоторым при-
шлось бежать из дома. Другие направлялись в зону конфликта без какого-либо 
обучения или защитного снаряжения, вроде каски или бронежилета. Иные теря-
ли представление об объективности и становились на чью-либо сторону.  
Сообщения в украинских и международных СМИ об этих событиях были не-

равны по многим причинам. В некоторых случаях полную информацию было 
трудно (если не невозможно) добыть, потому что доступ в зону конфликта был 
ограничен всеми сторонами. Многие журналисты в Крыму и тех районах Дон-
басса, которые оказались под контролем самопровозглашенных ДНР и ЛНР, бы-
ли задержаны. Другие бежали в поисках безопасности на территории, контроли-
руемые украинской властью. Например, Сергей Гармаш, редактор независимого 
донецкого онлайн-издания «Остров», пережил эры цензуры Кучмы и Януковича, 
но должен был бежать, когда в марте 2014 года была обстреляна его редакция. В 
Крыму сняли с эфира украинское телевидение и радио, как и независимый 
крымскотатарский телеканал ATR21.  
Были также и вопросы терминологии и эффективности. Москва отрицала лю-

бую причастность к «референдумам» и «гражданской войне» в Украине. Она 

                                                            
18 К примеру См.: Dyczok M. Masked Men vs. Journalists in Ukraine // Wall Street Journal. 29 April 
2014. http://www.wsj.com/articles/SB10001424052702304393704579528101344061812. Последнее 
посещение 5 июля 2016. 
19 См.: Отчет Международной Федерации Журналистов: Ukraine – One year in jail. Free journalist 
Maria Varfolomeyeva // International Federation of Journalists. 20 January 2016. 
http://www.ifj.org/nc/news-single-view/backpid/1/article/ukraine-one-year-in-jail-free-journalist-
maria-varfolomeyeva/. Последнее посещение 5 июля 2016. 
20 Данные собраны Институтом массовой информации Украины (http://imi.org.ua/en/), 
использованы в докладе Freedom House о свободе прессы: Freedom of the press 2015 // Freedom 
House. April 2015. https://freedomhouse.org/report/freedom-press/freedom-press-2015#.VqPn 
5oUrLIV. Последнее посещение 5 июля 2016. 
21 Он до сих пор доступен в интернете. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

41 

очень успешно продвигала свои тезисы в международных СМИ в первые месяцы 
конфликта. Со своей стороны, украинские власти назвали свои действия «анти-
террористической операцией» (АТО), а не войной и сперва не очень успешно 
доносили свое видение ни собственным гражданам, ни международному сооб-
ществу.  
За дело взялось украинское гражданское общество. В марте 2014 группа PR-

экспертов создала Украинский кризисный медиа-центр (УКМЦ)22, который они 
задумали как временную платформу, где с журналистами могут встречаться и 
передавать им информацию правительственные чиновники. Именно в УКМЦ 
дает ежедневные брифинги представитель АТО полковник Андрей Лысенко. 
«Ввиду происходившего мы поставили свои карьеры на паузу и создали этот 
центр», – рассказала соучредительница УКМЦ Наталья Попович. «В то время мы 
думали, что это на несколько недель»23. Хотя государственные усилия Украины в 
информационной войне стали лучше, УКМЦ существует и поныне, двумя годами 
позже. Группа журналистов и ученых создала проект под названием StopFake, в 
рамках которого они находят ложные новости об Украине, приходящие из Крем-
ля, и разоблачают их24. Государственные органы стали работать эффективнее, но 
низовая инициатива существует и играет важную роль.  
После того, как президентом стал Петр Порошенко, были предприняты два 

противоречивых шага. Была запрещена трансляция в Украине российских теле-
визионных и радиопрограмм и было создано Министерство информации. Реше-
ние убрать из эфира российские программы было принято летом 2014 года. Это 
произошло после того, как из эфира было убрано украинское телевидение – в 
оккупированном Россией Крыму и в тех частях Донецкой и Луганской областей, 
которые попали под контроль так называемых ЛНР и ДНР. Решение принял 
национальный совет по телевидению и радиовещанию – государственный регу-
ляторный орган25. Решение горячо обсуждалось, против него выступили многие 
журналисты. Но регулятор пояснил, что Украина должна воевать против кампа-
нии дезинформации с помощью блокирования. Такой метод принес лишь огра-
ниченный успех, поскольку российские СМИ доступны в интернете и через 
спутник.  
Также противоречивым было решение президента Порошенко создать Мини-

стерство информационной политики. Произошло это в декабре 2014 года26. 
Обоснованием в то время было утверждение, что государство во время войны 

                                                            
22 См.: Ukraine Crisis Media Center. http://uacrisis.org/. Последнее посещение 5 июля 2016. 
23 Интервью с соосновательницей UCMC Натальей Попович, Киев, Июль 2014. 
24 См.: StopFake – Борьба с неправдивой информацией о событиях в Украине. http://www.stop 
fake.org/en/news/. Последнее посещение 5 июля 2016. 
25 См.: Національна рада України з питань телебачення і радіомовлення. http://www.nrada.gov. 
ua/en.html. Последнее посещение 5 июля 2016. 
26 См.: Міністерство Інформаційної політики України // Урядовий Портал. http://www.kmu.gov. 
ua/control/uk/publish/article?art_id=247970086&cat_id=245427156. Последнее посещение 5 июля 
2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

42 

нуждается в координации информационной стратегии. Министерству поставили 
задачу обеспечивать наличие точной информации для украинского общества и 
мира, а также добиваться постановки под сомнение и исправления дезинформа-
ции. Министерство осуществило ряд шагов. Был разработан документ «Концеп-
ция информационной безопасности Украины», в котором сказано: «Главной це-
лью системы информационной безопасности является поддержание такого раз-
вития, которое бы предотвратило вмешательство третьих сторон»27.  
В Вооруженных силах Украины была внедрена система прикрепленных жур-

налистов. Были предприняты меры к возобновлению вещания в некоторых ча-
стях Донбасса. Министерство также объявило о будущем создании вещателя на 
иностранных языках для подачи новостей об Украине на международном уровне, 
такая платформа была запущена в октябре 2015 года28. Не было ясности, найдут-
ся ли необходимые для этого финансовые ресурсы, а также насколько значитель-
но это вещание будет отличаться от частного англоязычного телеканала «Ukraine 
Today». В целом Министерство стало объектом значительной критики и через 
год министр Юрий Стець подал в отставку.  
Возможно наиболее важным было то, что структура медиа-системы осталась, 

в основном, без изменений. Крупные частные медиа-корпорации, охватывающие 
примерно 90% отрасли, сохранились, а их владельцы не сменились. Ринат Ахме-
тов, самый богатый человек Украины, родом из Донецка, в большой мере исчез 
из публичной сферы в меру накала положения на Донбассе, а его роль стала 
предметом общественного обсуждения. Но он остался владельцем медиа-группы 
«Украина». Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин, союзники президента-беглеца 
Януковича, попали под расследование обвинений в коррупции в украинских и 
международных судах, однако, сообщают, что они по-прежнему владеют телека-
налом ИНТЕР – крупнейшей медиа-корпорацией в Украине. А Петр Порошенко, 
ставший президентом в мае 2015 года, отказался отступить от владения телека-
налом «5 канал». 
Хотя сразу после протестов Евромайдана частные медиа-корпорации переда-

вали в эфир программы, направленные на национальное единение, постепенно 
они вернулись к отражению и способствованию интересам их владельцев. Это 
было особенно заметно во время выборов, когда определенные партии или кан-
дидаты получали на этих каналах несправедливо большое освещение. Доклад о 
наблюдении за содержанием украинских средств массовой информации в январе 
2016 года, почти два года спустя после революции Евромайдана, содержал вы-

                                                            
27 См.: Draft Ukraine Information Security Concept // OSCE. 29 July 2015. http://www.osce. 
org/node/175051. Последнее посещение 5 июля 2016. 
28 См.: Кабмін передає «Укрінформ» і УТР Міністерству Інформаційної Політики // Теле-
критика. 24 июля 2015. http://www.telekritika.ua/pravo/2015-06-24/108602. Последнее посещение 
5 июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

43 

вод, что основные телеканалы вернулись к тому, чем они были при режиме Яну-
ковича29.  

 
 

Положительное изменение 
 
Но было и одно положительное изменение. Государственные СМИ начали пре-
образование в общественную форму вещания – пусть и не так быстро, как мно-
гим бы того хотелось. Дело было начато с энтузиазмом весной 2014 года, когда 
успешный и харизматичный журналист из Харькова Зураб Аласания был назна-
чен директором государственной телекомпании. Он немедленно начал внедрять 
перемены. Цензура новостей исчезла, было внедрено новое программирование, 
составлены планы нового руководства и регуляторной структуры компании. Но 
процесс затормозили бюрократические и юридические вопросы. Прошло два 
года – а он все еще не завершен. Аласания много раз говорил: «Я доведу этот 
процесс до конца и сделаю так, что в Украине будет общественный вещатель, 
даже если это меня доконает».  
Громадське Радіо было и есть участником перехода к общественному веща-

нию, но по-другому. Оно, скорее, работает снизу вверх, а не сверху вниз. Оно 
придерживается своего первого манифеста лета 2013 года – подавать украинско-
му обществу объективную информацию и сохранять свободу от редакционного 
вмешательства. И оно продолжает новаторство. Сразу после революции оно 
начало переговоры с государственной радиокомпанией и в феврале 2014 получи-
ло два часа вещания в прайм-тайме каждый день. Оно начало производить еже-
дневную разговорную программу «Громадська хвиля» («Общественная волна») в 
придачу к своим онлайн-подкастам. В поддержку своих усилий оно организует 
мероприятия по сбору денег, подает заявки на гранты и призывает жертвовать 
ему деньги через его веб-сайт30. Постепенно оно увеличило число сотрудников, 
подает заявки на конкурсы за лицензии на вещание и увеличивает охват аудито-
рии. 
Оно обратило внимание на территории, неконтролируемые украинской вла-

стью. Цель – достичь украинцев, не имеющих достаточного доступа к украин-
ской информации, которых взамен бомбардируют информацией российские 
СМИ. Осенью 2015 Громадське Радіо начало новую программу, которая выходит 
на русском языке – «Киев-Донбасс». Цель программы – противодействовать ин-
формационной войне, идущей из России. Осенью 2015 года ему удалось выиг-
рать конкурсы на лицензии на местных FM-частотах в Донецкой и Луганской 

                                                            
29 Андрейцев И. Старые песни о главном // MediaSapiens. 24 января 2016.  
http://osvita.mediasapiens.ua/monitoring/daily_news/stari_pisni_pro_golovne/. Последнее посеще-
ние 5 июля 2016. 
30 Поддержи нас // Громадське Радіо. http://hromadskeradio.org/ru/donate. Последнее посещение 5 
июля 2016. 



Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры - Русское издание 
№ 1, 2016 – http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/inhaltruss25.html 

44 

областях31. 1 февраля 2016 года запущен еще один проект – программа «Ранкова 
хвиля» («Утренняя волна») – двухчасовая ежедневная утренняя разговорная пе-
редача.  
В своих программах оно берет курс на соблюдение журналистских стандартов 

– например, использует слова «украинские войска», а не «наши войска», когда 
рассказывает о войне. Будучи независимым, Громадське Радіо имеет перед собой 
две основных проблемы: ему необходимо обеспечить себе постоянное финанси-
рование и поддерживать в рабочем состоянии сложные отношения с преобразу-
ющейся государственной радиокомпанией. Сохранять полную редакционную 
независимость, одновременно оставаясь участником сложного процесса реформ 
с государственной бюрократией, – не простая задача. Но Громадське Радіо наде-
ется, что в будущем ему удастся выиграть конкурс на один из трех всеукраин-
ских каналов, которыми владеет национальная радиокомпания, где оно могло бы 
выпускать собственные программы32.  

 
Перевод c английского языка: Андрей Куликов. Примечания:  
Наталья Дёмина, Максим Свеженцев 

                                                            
31 См.: «Громадське радио» запускает вещание на Донбассе // Громадське Радіо. 11 ноября 
2015. http://hromadskeradio.org/en/2015/11/11/gromadske-radio-rozpochynaye-efirne-movlennya-na-
donbasi. Последнее посещение 5 июля 2016. 
32 Когда я писала эти строки, «Громадське Радiо» рассматривало новую инициативу 
«Регулярная программа на английском языке». Оно пригласило меня в ней участвовать. 


